Klipsch Audio Technologies (полное имя компании) известна в мире меломанов и аудиофилов, прежде всего, своей рупорной акустикой. Однако фирменный звук Klipsch — это не только рупоры Пола Клипша, но и некоторые другие технологии.
Часть этих технологий была придумана и запатентована давным-давно и до наших дней дошла в несколько измененном виде. Однако фундаментальные идеи Klipsch остались на месте — компания не забыла то, за что ее продукты когда-то стали столь востребованными в своей категории. «Наши принципы неизменны», — так представители Klipsch выразили философию предприятия.
Компанию Klipsch основал в 1946 году американский инженер Пол Уилбер Клипш. Дело было в городе Хоуп, штат Арканзас. Как и многие другие первопроходцы, Пол Клипш поначалу собирал колонки самостоятельно.
Первым и, в какой-то степени, главным продуктом компании стала акустика Klipschorn. Ее выпустили в год основания фирмы. Этим Klipsch несколько отличается от большинства других тяжеловесов AV-индустрии — самые значимые продукты редко бывают выпущены в первые годы жизни предприятия. Объясняется такая удача тем фактом, что Пол Клипш еще до создания фирмы разрабатывал громкоговорители. Инженер был готов к большому плаванию — и явно знал, что делает.
Основа Klipschorn: рупоры и корпус, рассчитанный на установку в углу помещения. Идея создать угловую АС неслучайна, так как речь идет о конкретных высчитанных Клипшем преимуществах, но об этом позже.
К началу 50-х Klipsch and Associates (так тогда называлась компания) купила свою небольшую фабрику. В 1951 году Пол Клипш представил первую трехполосную Klipschorn, послужившую основой для последующих модификаций.
Вслед за Klipschorn была выпущена Heresy. Первая версия представляла собой моноакустику, но несколько лет спустя фирма решила доработать систему, превратив ее в обычную для стереосистем. Затем появилась полнодиапазонная Cornwall для установки по углам или у стены (в роли третьего канала). Позже ее тоже переделали под стандартное стерео (комплект из двух колонок).
В 1963 году вышла La Scala — колонки была оснащена рупорами и изначально предназначались для профессионалов. В наши дни La Scala (модификация AL5) представляет собой домашнюю систему.
К историческому наследию Klipsch также относятся модели Belle, Chorus, Rebel, Shorthorn, Quartet, Legend и Forte. Последняя АС обрела особую популярность среди почитателей мощного баса: на задней панели расположили пассивный излучатель, обогащавший НЧ-спектр.
В 70-е в Klipsch заинтересовались кинотеатральной акустикой и концертными системами, но серьезные шаги в сфере коммерческого аудио компания сделала уже в следующем десятилетии.
В 1989 году Пол Клипш передал управление компанией своему родственнику Фреду Клипшу. Новый глава перенес штаб-квартиру в Индианаполис и устроил масштабный ребрендинг, который пошел фирме на пользу.
Фред оказался хорошим управленцем: его стратегия позволила выйти на новый уровень — как с точки зрения известности бренда, так и в плане новых продуктов. К примеру, в 90-е фирма занялась встраиваемыми системами, домашними кинотеатрами и компактными настольными колонками.
Под управлением Фреда, шаг за шагом, Klipsch превратилась в одного из крупнейших производителей аудиотехники с несколькими подразделениями. Компания купила марки Jamo, Mirage, Energy и Athena.
В 2007 году состоялся анонс акустики Palladium P-39F. Эта модель ознаменовала новую эру в истории фирмы: колонки сильно отличались дизайном и были оснащены новыми разработками Klipsch, включая рупоры Tractrix и низкочастотники из кевлара и алюминия. Параллельно компания занялась линейкой наушников и домашними многоканальными системами.
В 2011 году Klipsch вошла в корпорацию Voxx International, открыв новые офисы в Европе. После этой реорганизации портфолио компании в очередной раз разрослось.
В наши дни компания развивает несколько обособленных линеек: музыкальная акустика, ДК, беспроводные системы, уличные колонки, инсталляционные колонки. Также у Klipsch есть собственная линейка наушников.
В актуальном каталоге отдельное внимание уделено линейке Heritage, в которую входят классические колонки Heresy, Cornwall, Klipschorn, La Scala, Forte и ряд компактных современных систем, выполненных в оригинальном стиле прошлых лет. Например, настольная колонка The Three с голосовым управлением Google Assistant или портативная Heritage Groove.
Есть у Klipsch и современные саундбары с объемным звуком и фирменными рупорами, активные АС, сабвуферы и даже наушники с искусственным интеллектом, шумоподавлением и голосовыми командами.
Klipsch очень дорожит достижениями и патентами. Популяризируя свои продукты, компания вполне заслуженно уделяет основное внимание авторским технологиям. Их у Klipsch много, и чтобы рассказать о всех, потребовалось бы написать небольшую книгу, поэтому сосредоточимся на самом важном. На том, без чего Klipsch — не Klipsch.
Акустическая система Klipschorn, с которой все и началось, стала отправной точкой для всех технологий фирмы. Главная идея Klipschorn — рупор внутри корпуса, рассчитанного на установку в углу помещения. Пол Клипш продумал систему так, что стены стали не помехой, а продолжением АС.
Зачем это понадобилось? Дело в том, что инженер искал новые способы расширить панораму звучания, создать объемный эффект и увеличить диапазон воспроизводимых частот. Удалось — и так посчитал не только сам Клипш, но и его конкуренты.
На сегодняшний день компания формулирует преимущества рупоров Клипша примерно так: чистый звук со сниженными искажениями, высокая детализация, четкая подача голоса и широкая звуковая картина.
Знаменитые рупоры Tractrix, встретить которые можно практически в каждом изделии Klipsch, отличаются особенным профилем, основанным на кривой под названием «трактриса». Некоторые эксперты аудиоиндустрии считают этот профиль оптимальным для рупора.
Рой Делгадо (Roy Delgado), работающий в Klipsch с 1986 года и ныне занимающий пост одного из ведущих инженеров, утверждает, что рупоры Tractrix используются фирмой не потому, что с этой технологией связано много патентов, а по той причине, что ничего лучше придумать пока что так и не получается.
По словам Роя, эффективность Tractrix была доказана слепыми тестами: колонки с такими рупорами «всегда звучат натуральнее». Из конкретных преимуществ Делгадо выделяет широкое звуковое поле и отсутствие эффекта «разбитости», присущего экспоненциальным рупорам. Также Klipsch приписывает рупорам Tractrix способность передавать звук точно и быстро.
Технологию Tractrix часто сочетают с другими разработками. К примеру, с технологией XT.
Рупоры Tractrix XT, созданные для колонок небольших размеров, позволяют добиться более широкой дисперсии звуковых волн, а также идентичности характера звука в зоне 80° от раскрыва рупора как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях.
Также существует специальная упрощенная версия Tractrix для небольших систем — MicroTractrix.
Динамики с керамо-металлическими диффузорами позиционируются компанией как высшее достижение в области создания собственных НЧ/СЧ-излучателей.
Динамики на основе технологии Cerametallic призваны всегда сохранять жесткость, но быть максимально легкими и чувствительными. Ко всему прочему, Klipsch считает, что ее керамо-металлические излучатели создают гораздо меньше искажений, чем любые другие басовики.
Основа керамо-металлических диффузоров Klipsch — многослойная структура, сочетающая керамику, сплавы разных металлов и медное покрытие.
В высокочастотных излучателях по технологии Linear Travel Suspension (LTS) используются алюминиевые купола и подвесы из каптона — легкого и жесткого материала-диэлектрика на основе полиимида.
В плане прочности каптон зарекомендовал себя настолько хорошо, что его используют для изготовления внешних слоев космических скафандров. Также каптон отличается высокой термостойкостью и не взаимодействует с магнитными полями (ему не нужна изоляция). Каптон стабилен в диапазоне температур от -273 до +400 °C.
Согласно Klipsch, технология LTS родилась в поисках оптимального ВЧ-модуля для установки в рупор. Главной задачей было минимизировать искажения, но не навредить полноте звука и детализации.
Как у другие упомянутые технологии, Linear Travel Suspension считается фирменным знаком отличия Klipsch.
Дисперсионная технология WDST для колонок окружающего звука была позаимствована у профессиональных акустических систем для кинотеатров.
Широкодисперсионные WDST-колонки, по сути, представляют собой диполи с одинаковыми разнонаправленным динамиками. Однако Klipsch усовершенствовали систему, получив АС с однородной панорамой, которая не боится резонирующих и заслоняющих поверхностей.
Таким образом, WDST-модели могут использоваться в инсталляциях, где есть проблемы с расположением окружающих колонок. На сегодняшний день все surround-колонки компании создаются с применением WDST.
Технология Tapered Array — это специальная система оптимизации звука, разработанная для акустики центрального канала. Задача Tapered Array заключается в корректировке спектра звука для качественной передачи речи и всех эффектов, идущих на центральный канал. Эта технология работает по принципу разделения частот между излучателями (каждый из динамиков колонки отыгрывает только заданные частоты).
Corner port — фирменная сабвуферная технология, основанная на увеличенном лабиринте, который пересекает по диагонали внутреннее пространство корпуса и выходит на фазоинверторный порт. Длинный, совмещенный с большим портом лабиринт призван обеспечить более глубокий и реалистичный бас.
Contour Ear Gels — запатентованные овальные насадки для внутриканальных наушников. Особая форма вкладышей анатомически уточнена под ушной канал человека. Результат — комфорт, качественная шумоизоляция и акустическая энергия без потери КПД.
Несмотря на внушительный запас фирменных технологий, компания по сей день продолжает придумывать и внедрять что-то новое.
В начале 2020 года были представлены обновленные версии классических систем Heresy и Cornwall с рядом нововведений. К примеру, в Heresy IV установили 12-дюймовый драйвер с сабвуферным оформлением Tractrix, что позволило опустить низкочастотный предел на дополнительные 10 Гц. Модель Cornwall IV, в свою очередь, получила СЧ-излучатель с полиимидным диффузором в новом рупоре Mumps.
Также в этом году Klipsch выпустила активные настольные колонки The Fives с Bluetooth/HDMI ARC и ДК-акустику Reference Wireless на беспроводной технологии WiSA. Кроме того, компания активно развивает линейку наушников: недавно в портфолио появились True Wireless-модели с искусственным интеллектом и жестовым управлением.
Ссылка на источник: https://stereo.ru/to/tw08t-kak-klipsch-tak-muzyku-igraet