Французы определенно испытывают слабость к шарообразным корпусам акустических систем. Компания Elipson из юго-восточного пригорода Парижа разрабатывает эту концепцию с середины прошлого века. Сегодня в нашей лаборатории самая крупная шарообразная АС фирмы – Planet L.
Шарообразные колонки не только оригинально выглядят и органично вписываются практически в любой интерьер – такую форму можно признать практически идеальной для акустической системы и с точки зрения звучания. Во-первых, сфера лишена параллельных поверхностей, а значит в таком корпусе отсутствуют проблемы с переотражением звуковых волн, излучаемых тыльной стороной диффузора. Такие волны равномерно распределяются внутренней поверхностью корпуса колонки во всех направлениях, в большей части компенсируя друг друга. Результатом будет существенно более равномерная АЧХ в сравнении с колонками в классических прямоугольных корпусах.
Во-вторых, скругленная "лицевая панель" (если в данном случае понятие лицевой панели вообще применимо) способствует минимизации дифракционных искажений – известно, что для этого необходимо иметь минимальную площадь передней панели в районе твитера.
В-третьих, сфера при прочих равных условиях гораздо жестче прямоугольного корпуса, то есть, в конструкции АС нет необходимости применять дополнительные ребра жесткости и стяжки для достижения акустической инертности корпуса. Но изготовление подобных корпусов обходится дороже, кроме того, шарообразная форма накладывает довольно жесткие ограничения как на количество, так и на характеристики динамических головок.
Идеальным вариантом для оснащения такой АС будет использование коаксиального излучателя, в котором твитер размещается в центре СЧ/НЧ динамика – чаще всего вместо пылезащитного колпачка конического диффузора. В результате получаем практически точечный источник излучения с идеальным фазовым согласованием полос – на разных частотах спектра фронты звуковых волн достигают слушателей одновременно, что самым благоприятным образом сказывается на звучании.
Алюминиевые кольца, идущие в комплекте с колонками, позволяют достаточно гибко настраивать АС, изменяя направление излучения. Однако, после завершения инсталляции придется быть достаточно аккуратным, потому как никаких способов фиксации нужного положения шаров в кольцах не предусмотрено.
На лицевой панели (опять оговорюсь – данный термин в случае Elipson Planet L довольно неоднозначен) смонтирован коаксиальная динамическая головка – шелковый дюймовый купольный твитер расположен в центре диффузора диаметром 6,5 дюймов, выполненном из бумаги со специальной пропиткой. Снаружи динамик закрыт металлическим выпуклым защитным грилем серебристого цвета, крепящимся на магнитных держателях.
Прежде всего обращаешь внимание на способность этих акустических систем скрупулезно выстраивать трехмерную сцену, словно растворяясь в пространстве комнаты прослушивания. Близость колонок подобной конструкции к точечному источнику излучения здесь проявляется в полной мере.
Чувствительными Elipson Planet L не назовешь – в технических характеристиках производитель указал значение этого параметра 90 дБ/Вт/м. Впрочем, для подобных габаритов это вполне обычный показатель – никаких особых трудностей при подборе партнера для этих колонок мы не встретили.
Кроме использования Elipson Planet L в классической стереосистеме, как вариант, в составе трифоника, интересным представляется вариант комплектации такими шариками многоканального домашнего кинотеатра (возможно в сочетании с младшими Elipson Planet M на тылах и в качестве потолочной акустики), а также использование этих колонок в качестве расширения звуковой системы большого телевизора – акустический потенциал у них явно выше, чем у многочисленных саундбаров.
Единственный момент, о котором нельзя забывать – Elipson Planet L это пассивная акустика, а значит в случае использования ее с телевизором придется подобрать еще и усилительное звено. При тестировании для этих целей мы использовали сетевой усилитель Yamaha WXA-50, который показал себя вполне органичным партнером для Elipson Planet L.
Прежде всего обращаешь внимание на способность этих акустических систем скрупулезно выстраивать трехмерную сцену, словно растворяясь в пространстве комнаты прослушивания. Близость колонок подобной конструкции к точечному источнику излучения здесь проявляется в полной мере. Мягкий и комфортный верх сочетается с уверенным и упругим басовым регистром. Конечно, столь компактная акустика не штурмует низкочастотные глубины, но примерно с 50 Гц диапазон отрабатывается колонками достаточно уверенно. В целом подача очень комфортная, легкая и воздушная. Музыкальность в Elipson Planet L сочетается с динамичностью, позволяющей уверенно сопровождать самые напряженные сцены современных блокбастеров.
Паспортные данные :
Тип – полочные акустические системы | Название – Elipson Planet L | Цена, руб. – 83 980 | Частотная характеристика, Гц – 48 – 20 000 (+/- 3 дБ) | Число полос – 2 (коаксиальный динамик: ВЧ – 25 мм твитер с мягким куполом, СЧ/НЧ – 170 мм динамик с диффузором из пропитанной бумаги, частота разделения кроссовера 2,5 кГц) | Акустическое оформление – фазоинвертор | Номинальное сопротивление, Ом – 6 | Чувствительность, дБ/Вт/м – 90 | Подводимая мощность, Вт – 30 – 80 | Отделка – шесть цветовых решений | Габариты одной колонки, см – 29 x 29 x 29 | Масса одной колонки, кг – 8,5
Оценки
+ |
Стильный дизайн, богатый выбор цветовых решений, качественная отделка, приятное звучание |
- |
Не слишком высокая перегрузочная способность |
Вывод:
Компании Elipson в модели Planet L удалось в полной мере реализовать преимущества сферического корпуса и коаксиального излучателя. Колонки словно растворяются в пространстве, формируя очень воздушную и объемную картину. Изысканный дизайн, качественная отделка корпусов и гибкость в инсталляции станут приятным бонусом к впечатляющему звучанию