Поскольку усилители мощности внутри Lyngdorf TDAI-2170 предназначены для работы с цифровым сигналом, сценарий его использования мне представляется, в сравнении с традициями, этаким фотонегативом. Казалось бы, любому интегрированному усилителю, даже работающему в классе D, нужно аналоговое подключение. Оно понятно, ведь на плату усилителя мощности внутри устройства нужно подавать аналоговый сигнал, и даже если усилитель имеет набор цифровых входов, после них всё равно работает ЦАП. Так вот для Lyngdorf TDAI-2170 аналоговые входы — это точно такая же опция, как для остальных усилителей — цифровая. Чтобы этот усилитель смог воспроизвести аналоговый сигнал его нужно сначала преобразовать в цифровой. Аналоговые входы и установленный за ними АЦП у Lyngdorf TDAI-2170 имеются, но основным набором входов являются коаксиалы и оптика, присутствующие на коммутационной площадке в изобилии.
Стоит отметить также наличие цифровых и аналоговых выходов. С их помощью можно встроить усилитель в сложную инсталляцию и использовать с фирменными усилителями мощности, которые, кстати, подключаются «по цифре».
Заглянув внутрь корпуса, аудиофил старой школы вряд ли распознает в Lyngdorf TDAI-2170 усилитель. В нём нет мощных транзисторов и радиаторов, а трансформаторы сгодятся разве что для зарядного устройства телефона. Какие уж там 170 Вт на канал?! Однако не всё так просто в современной технике. Блок питания импульсный, обладающий значительно большим КПД, чем обычный трансформатор или тор. На мой взгляд, импульсные блоки питания зачастую выигрывают в динамике звука у моделей с традиционными трансформаторами и большими блоками самых правильных конденсаторов.
Стоит обратить внимание на большое количество фильтров питания. Они есть и на входе, и в самом блоке питания, до и после преобразователя напряжения. Это значит, что в сигнальную часть сетевые помехи не попадут, и сетевой кондиционер вряд ли сможет заметно улучшить качество звучания. Да и с точки зрения качества работы цифровых схем, защита от шумов — это крайне важный момент. Малейший шум по питанию неизбежно увеличивает джиттер в разы.
Про то, что усилитель полностью цифровой я уже говорил, и в дополнение можно лишь кратко сформулировать его принцип работы. Поступивший на вход цифровой сигнал фактически претерпевает только одну трансформацию из импульсно-кодовой формы (РСМ) в широтно-импульсную (PWM или по-русски ШИМ). Дальше всё просто: энергия блока питания используется для увеличения амплитуды импульсов, а простые фильтры на выходе окончательно придают им аналоговый вид. В усилителе Lyngdorf TDAI-2170 рабочая частота ШИМ достигает 400 МГц, что превосходит аналогичный показатель многих конкурентов и позволяет получить на выходе максимально чистый аналоговый сигнал.
Но одним лишь прямым воспроизведением «цифры» Питер Лингдорф не ограничился. Он решил вступить в Великую Битву — ту самую «Loudness War». Конечно же, на стороне добра и аудиофилии. Как известно, современные студии звукозаписи уже давно балуются тем, что сжимают динамический диапазон, стремясь адаптировать звучание музыки под совсем не аудиофильские характеристики смартфонов и популярных «белых» наушников.
Для достижения желаемого эффекта, а именно — высокой средней громкости, запись прогоняют через компрессор, который поднимает средний уровень сигнала поближе к максимальной громкости, а исходный динамический диапазон при этом загоняется в рамки нескольких децибел. Пики сигнала при этом страдают особенно сильно: те из них, что выходят выше предельной громкости, просто срезаются. Отсутствие достаточного динамического диапазона убирает из музыки ощущение эмоционального накала и драматичности, всё звучит ровно, словно на одной ноте. И, к сожалению, в таком ключе сделано уже немало записей.
Все группы разъёмов прикрученные в накладку являются опциональными модулями
Технология Lyngdorf ICC обеспечивает коррекцию динамического диапазона. Факт наличия компрессии в сигнале распознаётся по его форме. Если сжатие динамического диапазона имело место, в спектре сигнала будут протяженные участки со стабильно высоким уровнем — так выглядит пик срезанный в процессе компрессии. Технология ICC, как заявляет компания, восстанавливает исходную форму пиков, тем самым расширяет динамический диапазон и возвращает музыке характер, который был до сжатия. Максимальная добавленная амплитуда сигнала — 12 дБ. Замечу, что современные записи часто ужимаются в куда более узкие рамки.
Производителей, предусмотревших аппаратный апгрейд своих Hi-Fi-компонентов, можно по пальцам пересчитать. С ходу я могу вспомнить только NAD и Primare. Теперь вот к моему списку добавился ещё и Lyngdorf. Сама идея аппаратного апгрейда очень хороша для тех, кто не любит платить лишнее за функции, которые не планирует использовать.
Отличный пример в этом плане подают автопроизводители, причём цена самой простой и самой полной комплектации может отличаться кардинально. В случае с Lyngdorf TDAI-2170, имеющего три опциональных платы, ценник базовой и топовой комплектации отличается примерно на четверть: 275 000 и 380 000 рублей (здесь и далее — цены на июль 2016 года).
Простые и надёжные клеммы поддерживают все типовые способы подключения кабелей
Чем же может дополнительно порадовать себя обладатель базовой версии? Для начала, платой коммутации HDMI. С таким апгрейдом Lyngdorf TDAI-2170 легко выполнит функцию AV-ресивера (в случае, если последний в вашей системе отсутствует и не планируется). Плата имеет четыре входа и один выход. Поддерживается возвратный аудиоканал ARC, позволяющий воспроизводить звук с телевизора, а также протокол управления СЕС, синхронизирующий включение и позволяющий регулировать громкость с пульта телевизора. Есть также технологии, полезные при прослушивании музыки: работая с HDMI, Lyngdorf TDAI-2170 может воспроизводить потоки DSD64 и DSD128.
Второй апгрейд имеет непосредственное отношение к музыке. Это USB-модуль High-End-класса. Хочется написать ЦАП, но до этого-то дело как раз и не доходит. Устройство позволяет получать по USB протоколу PCM вплоть до 32 бит/384 кГц, DXD, DSD64 и DSD128. Подключение к компьютеру асинхронное и требует установки оригинального драйвера
USB порт на задней панели служит для обновления прошивки, но его можно использовать для питания внешних устройств, например беспроводного HDMI модуля Chromecast
Третий апгрейд посвящен обладателям проигрывателей винила, а также тем, кто принципиально хочет использовать аналоговый выход своего High-End-проигрывателя, вместо прямого цифрового подключения. Почему именно класса High End? Потому что если речь идёт о недорогом или среднебюджетном устройстве, то и базовых аналоговых входов Lyngdorf TDAI-2170 вполне хватит. High-End-модуль предлагает балансный вход, которого нет в стандартной комплектации. Кроме того в нём используется высококачественный АЦП AK5394A от Asahi Kasei, обычно применяемый в профессиональном студийном оборудовании и обладающий динамическим диапазоном 123 дБ. Уровень сигнала на каждом аналоговом входе можно регулировать в диапазоне 24 дБ, что позволяет скорректировать недостаток или избыток громкости того или иного источника.
Системы автокалибровки появились и развивались как неотъемлемая часть кинотеатрального оборудования. В Hi-Fi это не прижилось, потому что считалось недопустимым вмешательством в сигнал. Если же взглянуть на вопрос с теоретической точки зрения, то калибровка вполне может быть эффективной мерой. Когда система получила достоверные данные о реальной АЧХ и ФЧХ, скорректировать частотную характеристику и фазу можно без особых проблем. Почему бы и нет? В кинотеатральном мире успешный пример этого показала компания Trinnov с их технологией анализа акустики помещения в трёх измерениях. Технология действительно прорывная и космическая, но и цена, насколько я помню, соответствует.
Прежде чем слушатель сядет в кресло, там побывает микрофон автокалибровки
По отзывам тех, кто уже успел протестировать Lyngdorf TDAI-2170, класс качества этого усилителя настолько высок, что акустику ему стоит подбирать не сравнимой, а большей стоимости. Поэтому для теста мы выбрали две напольные модели: Audio Physic Avanti стоимостью 427 500 рублей и Piega Classic 60.2 стоимостью 892 500 рублей. А сам Lyngdorf TDAI-2170, напомню, даже в полной комплектации не дотягивает до отметки 400 000 рублей.
Процедура калибровки заняла в обоих случаях не более 20 минут. После этого в меню усилителя стали доступны три варианта настройки: Focus — когда звук сконцентрирован в точке прослушивания, Global — для равномерного «фокуса» по всему помещению, и Bypass, когда функция RoomPerfect отключена.
Калибровочный микрофон нужно устанавливать в разных зонах и на разной высоте, в том числе за пределами стереобазы
Стоит отметить, что в обоих случаях звучание было весьма неплохим и до калибровки, ведь помещение неплохо акустически подготовлено, а сами колонки расставлены оптимально. А вот усилителю задача была поставлена не простая, ведь обе пары колонок нельзя назвать лёгкой нагрузкой. И те, и другие рассчитаны на высокую подводимую мощность. Audio Physic Avanti к тому же обладают сравнительно невысокой чувствительностью, всего 88 дБ. Тем не менее, Lyngdorf TDAI-2170 справлялся с задачей на удивление уверенно.
Основных эффектов от автокалибровки было замечено два. Во-первых, сцена становилась значительно более сфокусированной и объёмной. А при переходе от режима Focus к режиму Bypass, звуковая картина словно размывалась, чётко локализованные инструменты разбредались кто куда или вовсе сваливались в кучу.
Усилитель смотрится красиво и лаконично, а когда дисплей выключен не сразу поймёшь что это за устройство
Звучание в режиме Focus имеет наилучшую фокусировку сцены и наилучший тональный баланс в той точке, под которую производилась калибровка. Стоит сместиться на полметра, и картина уже не столь хороша. Режим Global позволяет сохранить ровный тональный баланс для большей части помещения, но теряется фокусировка сцены и точность локализации. Этот режим будет неплох для вечеринок или просмотра кино большой компанией. После прямого сравнения режимов Focus и Bypass — выбор в пользу первого вполне очевиден, и никаких объективных причин отказываться от калибровки я не заметил.
Звучание после калибровки располагает к тому чтобы расслабиться и получить удовольствие от музыки
Что же касается вклада усилителя в звучание системы, он минимален. С Lyngdorf TDAI-2170 весь диапазон воспроизводится максимально прозрачно, детально и чисто. Усилитель обеспечивает отличный контроль баса, очень естественно передаёт середину и обеспечивает исключительно свободные, воздушные верхние частоты. Динамика во всём диапазоне превосходна. Характер подачи нейтральный, но без доли резкости и сухости как у студийного оборудования или академичной сдержанности, свойственной некоторым High-End-усилителям. На мой взгляд, именно такой подход максимально близок к каноническому High End — вносить минимальные искажения и передавать музыку как она есть.
Первый и главный вывод состоит в том, что качественная автоматическая коррекция звука в High- End-системе — вещь не утопическая, а вполне себе жизнеспособная и реально существующая. Эффект есть, и за время тестирования мне не удалось заметить какого-либо негатива. Сведущие люди говорят, что система RoomPerfect помогает усилителю справиться практически с любой акустикой. То, что слышал я, вполне этому соответствует.
Справедливости ради отмечу, что тестирование производилось в достаточно хороших условиях, но с другой стороны, кто же будет ставить High-End-систему как попало в надежде, что электроника всё исправит?